История информационных технологий

Язык, речь и письменность


Труд (целесообразная деятельность) создал человека, а общественный труд и информационные технологии создали человеческое общество. Ведь обеспечить себе пропитание, например, убить крупное животное, первобытные люди могли только общими усилиями. При этом они должны были общаться между собой, обмениваться информацией, например, предупреждать друг друга об опасности. Сначала это делалось с помощью мимики, жестов и возгласов, а затем возник язык - важнейшее средство человеческого общения. Он стал средством передачи информации, значительно расширил возможности хранения ее в памяти, стал одним из средств управления поведением человека. Реализуется язык в виде речи - языка в действии. Но говорить тогда можно было только с находящимся рядом собеседником или толпой людей, слушающих говорящего, так как речь исчезает в момент ее произнесения.

Понятие информация в старых словарях и энциклопедиях, например, в Малой Советской энциклопедии 1929 года объяснялось просто как осведомление. Однако в середине ХХ века понятие информация приобрело гораздо более широкий и даже всеобъемлющий смысл, присущий не только всей живой природе - человеку, животным, растениям, - но и автоматическим устройствам, например роботам.

В современном "Словаре русского языка" С.И. Ожегова слово "информация" - это "сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством".

В наше время, особенно после создания и всеобщего распространения компьютеров, информация превратилась в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу наследственных признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Информация стала основным, базовым понятием кибернетики - науки об управлении в живой природе и технике. Наряду с веществом и энергией информация стала одним из основных понятий окружающего нас мира.

Каждый человек с момента рождения, а если точнее, то даже еще в утробе матери окружен информацией, которую он воспринимает с помощью всех органов чувств - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Для человека, животного или растения информация представляет собой отражение окружающего их реального мира, то есть сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте, - это неотъемлемое свойство живой природы. Получает человек информацию из внешнего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Но одно свойство отличает информацию от основных понятий реального мира - от материи и энергии. Ведь если от одного объекта передать некоторое количество вещества или энергии другому объекту, то в первом объекте вещества или энергии станет меньше на это количество, а во втором - больше. В противоположность этому, при передаче информации от одного объекта другому в первом ее количество не уменьшается, а во втором - увеличивается. Ведь если Вы поделитесь какой-нибудь новостью с другими людьми, они ее узнают, но она и у Вас останется.

Поток информации, который получал древний человек, был довольно ограничен. Восход солнца "сообщал" древнему человеку о том, что пора пробуждаться, а заход солнца - о том, что пора спать. Рычание диких животных заставляло человека спрятаться от них, горький вкус пищи заставлял выплюнуть ее, чтобы не отравиться, палящее солнце - спрятаться в тень, а дождь или гроза - спрятаться в пещеру или хижину. Информация помогала древнему человеку выжить среди опасностей дикой природы.

Современный человек получает целую лавину информации: знания, приобретенные при общении с другими людьми, животными; содержание книг, газет, журналов; сообщения по радио и телевидению; реклама; впечатления от посещения кино, театров, музеев и концертов, прослушивания звукозаписей, туристических поездок и многое другое.

В наше время информация систематически распространяется через средства массовой информации (СМИ) - печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись - с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. При этом используются реклама, агитация и пропаганда.

Труд первобытного человека был очень тяжел, инструментов еще почти не было. Руки и глаза во время работы заняты: ведь физическую работу выполняют руками и все время смотрят на предметы труда. Для понимания мимики и жестов нужно видеть друг друга, а жестикулируют в основном руками. Звуковая речь служит для выражения и передачи мыслей. Но при этом она не отвлекает руки и глаза человека от труда. Ведь переговариваться с помощью звуков можно, не глядя друг на друга. Так возник звуковой канал передачи информации в процессах труда и общения людей между собой.

Речь участвует не только в передаче сведений от одного человека собеседникам, но и во всех сознательных процессах самого человека. Каждый из нас мыслит с помощью речи, словами, только не произносит их вслух. Даже когда мы молчим, мы говорим сами с собой, мыслим не только образами, но и словами. Воспринимаемые нами предметы в своем сознании мы называем словами-понятиями: стол, стул, небо, земля, утро, день, вечер, ночь. Считаем в уме мы тоже с помощью слов, обозначающих числа и вычисления: один, два, три, четыре, сложить, вычесть, умножить, разделить. Например: девять умножить на три равно двадцати семи, говорим мы "в уме".

Зрительные, звуковые и другие впечатления человек запоминает в виде образов, а смысловую информацию - в виде слов. Чем раньше человек научится говорить, тем больше у него сохранится ранних детских воспоминаний.

Итак, речь представляет собой самую древнюю природную информационную технологию, которой каждый человек овладевает в самые первые годы после появления на свет. Для сознательных процессов в мозгу каждого человека эта технология является внутренней, а для передачи своих мыслей другим - внешней.

Формирование речи объяснил в физиологии И.П. Павлов (рис. 1.1), который разработал учение о сигнальных системах.


Рис. 1.1.  И.П. Павлов (1840-1936)

Сигнальные системы условно-рефлекторных связей формируются в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при поступлении импульсов от внешних и внутренних раздражителей.

Первая сигнальная система формируется при воздействии конкретных раздражителей - света, звука, боли, запаха и др. Она является формой непосредственного отражения действительности в виде ощущений и восприятия.

Вторая сигнальная система, присущая только человеку, формируется при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственных раздражителей, а их словесного обозначения. Вторая сигнальная система образуется на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми и, первоначально, между ребенком и его родителями и близкими.

Понятие о второй сигнальной системе И.П. Павлов ввел в 1932 году.

Другое мнение высказал выдающийся физиолог Н.А. Бернштейн: "Слова как сигналы не образуют никакой особой системы и в роли пусковых фонем (звуковых единиц языка - Прим. авт.) полностью доступны многим животным, еще чрезвычайно далеким от функции речи. Слова и речь как отражение внешнего мира в его статике (имена) и динамике действий и взаимодействий с субъектом (глаголы, суждения) действительно образуют систему, доступную и свойственную только человеку".

Критикуя предложенное И.П. Павловым понятие второй сигнальной системы, он уточнил понятие мышления как высшей ступени познания, присущее только человеку и отличающее его от животного мира. Действительно, животные, не обладающие речью и мышлением, понимают звуковые словесные команды-сигналы и хорошо дрессируются с их помощью.

А как передать мысли, сообщения, свой опыт людям, находящимся далеко от тебя, а тем более потомкам? Речь закреплялась сначала в памяти человека и передавалась устно из поколения в поколение, а затем возникла письменность - знаковая система фиксации речи. Она позволила закреплять мысли во времени и передавать их на расстояние с помощью графических элементов - письмен.

С возникновением письменности стало возможным передавать информацию не только устно или жестами. Умение читать и выражать свои мысли в письменной форме стало признаком грамотности людей. Она дала возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческие знания в форме рукописей и рукописных книг и тем самым передавать произведения человеческой мысли от одного поколения к другому. Изобретение печатных станков в XV веке открыло возможность издания и широкого распространения книг. Массовое издание книг и учебников, открытие публичных библиотек создали условия для достижения всеобщей грамотности и развития культуры.

Письмена - это графические знаки, придуманные людьми для того, чтобы запечатлеть и передать свои мысли. Зачатки письма - зарубки и метки, бирки, узелки на веревках, бусы, раковины.

Древнейший способ письма - это пиктография: фиксация и передача мыслей с помощью картинок, изображения предметов. Следующий по времени способ - идеография: передача мыслей с помощью условных знаков. Однако таких знаков слишком много. Так, в китайской письменности насчитывается до 40000 иероглифов.

Наиболее удобным стало алфавитное письмо, в котором знаками - буквами передаются не сами предметы мысли, а слова, обозначающие мысли. При этом буквами могут обозначаться как слоги речи, так и ее отдельные звуки. Алфавитное письмо возникло позднее других письмен.

Иероглифы (рис. 1.2) - древние рисуночные знаки египетского письма - были смешанными. В них некоторые знаки, идеограммы, обозначали понятия, а другие были алфавитными. Клинопись (рис. 1.3) - это письменность в древнем Шумере (государстве в междуречье Тигра и Евфрата), знаки которой состояли из групп клинообразных черточек, выдавленных на глиняных табличках. Она была сначала идеографическим письмом, а затем превратилась в словесно-слоговое письмо.


Рис. 1.2.  Иероглифы


Рис. 1.3.  Ассиро-вавилонская клинопись

Алфавит - это система письменных знаков - букв - для передачи звуков речи на данном языке. Назван по первым двум буквам греческого алфавита - "альфа" и "бета".

Древнейшим считается алфавит финикийских надписей (около 1200 лет до н. э.). Алфавит стал значительным упрощением письма, которого требовали нужды развивавшейся торговли. Этим и объясняется его первое появление у торговых народов Финикии и Крита. Финикийский алфавит дал начало семитическим алфавитам - арамейскому, затем еврейскому и аравийскому, армянскому, грузинскому и индийскому. Вместе с исламом аравийский алфавит был воспринят большинством мусульманских народов. Древние греки также позаимствовали алфавит у финикиян, а от греческого алфавита ведут свое происхождение латинский алфавит и церковно-славянские глаголица и кириллица, ставшие основой современного русского алфавита из 33 букв.


Кириллица - это одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого алфавита в конце IX - начале X веков с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 г. в России при Петре Первом реформирована и превращена в гражданский шрифт. Легла в основу русского алфавита, существующего в современном виде с 1918 года.

Глаголица, одна из двух славянских азбук, от кириллицы отличается формой букв. Предположительно создана Кириллом и Мефодием в IX веке. Была распространена в X-XI веках в Болгарии и Моравии, в Хорватии существовала до конца XVIII века.

Кирилл (около 829-869 гг.) и Мефодий (около 815-885 гг.) - братья из Солуни (Салоники), христианские миссионеры у славян, славянские просветители, создатели славянской азбуки, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

В буквенно-звуковом письме применяются алфавит - набор букв, передающих все звуки речи на данном языке, орфография - правила написания отдельных слов и пунктуация - знаки препинания и правила их применения.

К письменности относится и современная стенография со своим своеобразным алфавитом - системой знаков и приемов быстрой записи устной речи. Быстрота записи в ней достигается благодаря простоте знаков, их связности и обилию сокращений.

Человек не может жить без общения с современниками, предками и потомками. От предков он заимствует опыт их жизни. С современниками он общается, обмениваясь с ними информацией. Потомкам передает свой жизненный опыт, результаты своих трудов. В этом сказывается его желание преодолеть конечность своей жизни, победить время, в какой-то мере обессмертить себя. С окружающими его людьми возможен прямой контакт, зрительный и речевой. А как быть с предками, потомками и людьми, находящимися далеко от него? Как записать и передать информацию? Только с помощью носителей информации и средств связи.

Самым древним носителем информации был, несомненно, самый долговечный материал - камень. Именно с его помощью до нас дошли наскальные рисунки древних людей, их статуи и статуэтки, древние письмена (рис. 1.4).


Рис. 1.4.  Наскальный рисунок

По библейскому преданию бог вручил Моисею каменные доски с 10 заповедями - "скрижали".

В 1901-1902 гг. французские археологи при раскопках древнего города Сузы обнаружили столб из черного базальта с рельефными мужскими фигурами и клинообразными знаками. При их расшифровке оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 гг. до нашей эры (рис. 1.5).


Рис. 1.5.  Каменный столб с законами Хаммурапи

В качестве носителей информации использовались самые различные материалы - бронза, глиняные таблички, береста (рис. 1.6), папирус, выделанная кожа - пергамент (или пергамен, от названия города Пергам, где он впервые был изготовлен) и, наконец, бумага.


Рис. 1.6.  Берестяная грамота

Берестяные грамоты - это древнерусские письма и документы XI-XV веков, процарапанные на березовой коре (бересте). Первые такие грамоты были найдены во время археологических раскопок в Великом Новгороде в 1951 году. К настоящему времени в Новгороде, Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве найдено около 20000 берестяных грамот.

Первым листовым материалом стал папирус, который в древнем Египте делали из тростника. Он хорошо воспринимает краску, тонок, но ломок. Сгибать его нельзя, поэтому куски папируса склеивали между собой и сворачивали в свиток. Это одна из древнейших форм книги - узкая полоса папируса, пергамента или бумаги, свернутая в трубку.

При чтении нужно все время разворачивать один конец свитка и сворачивать другой. Для того чтобы при чтении вернуться к какому-нибудь месту свитка, его нужно снова перематывать. К тому же писали только на одной стороне свитка, а другая его сторона при этом не использовалась. Свитки папируса просуществовали около трех тысячелетий, и только во втором веке до нашей эры появились книги, состоящие из скрепленных между собой листов пергамента - кодексы. Главное их достоинство по сравнению со свитками состоит в том, что их можно сразу открыть на любой странице и листать, а писать можно на обеих сторонах каждого листа.

Еще в древнем Риме были изобретены восковые книжечки - кодексы, состоявшие из табличек-дощечек с заполненной воском выемкой. Писали на них, а вернее, царапали с помощью стальной палочки - стиля. Один конец стиля был заостренным, а другой - закругленным. Острым концом писали, а закругленным концом сглаживали ранее написанное. Таким образом, на каждой восковой табличке можно было писать на одном месте много раз, например, письма, расписки, черновики. Поэтому они были дешевле пергамена, а потом и бумаги. Восковые книжечки-таблички просуществовали до начала XIX века. До наших дней сохранилось очень мало римских табличек. Большую их часть нашли при раскопках Помпеи (рис. 1.7).


Рис. 1.7.  Восковая книжечка-кодекс

Но свитки наряду с книгами просуществовали на протяжении многих столетий. Например, Тора - древнееврейские списки Пятикнижия Моисея - и в наши дни имеет вид свитка (рис. 1.8).


Рис. 1.8.  Свиток Торы

2000 лет назад, когда греки и римляне еще писали на свитках египетского папируса, китайцы уже научились делать бумагу из волокон бамбука и старого тряпья.

Письмена наносились на глиняные дощечки в виде клинописи, на папирус - в виде иероглифов, на пергамент и бумагу - в виде букв и цифр, а в Китае, Японии и Корее - и до нашего времени в виде иероглифов. Именно бумага дошла до нашего времени в качестве носителя информации - в виде книг, газет и журналов (рис. 1.9, 1.10).


Рис. 1.9.  Средневековый рукописный фолиант


Рис. 1.10.  Книга, газета, журнал

Какими же инструментами писали на различных материалах для письма? На сырых глиняных плитках писец писал, а вернее, чертил трехгранной заостренной палочкой, вдавливая ее в глину. После этого плитку обжигали для прочности и долговечности. Эти глиняные таблички с клинописью и дошли до нашего времени (рис. 1.11).


Рис. 1.11.  Глиняная табличка с клинописью

На папирусе писали чернилами - разведенной в воде сажей, к которой добавляли клей гуммиарабик. Пишущим инструментом служило тростниковое перо, заостренное и расщепленное на конце. По этому каналу-расщеплению чернила стекали тонкой струйкой на лист папируса. На пергаменте, а затем и на бумаге писали уже с помощью птичьих перьев (гусиных или вороньих) чернилами из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. Эти чернила впитывались в кожу и не смывались, их можно было только соскоблить. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа.

Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году, но оно еще не имело прорези, и от него летели брызги чернил. В 1792 году англичанин Д. Перри сделал продольную прорезь в острие пера. Это значительно улучшило качество письма и долговечность пера. В 1826 году Мазон разработал станок для штамповки стальных перьев, что способствовало их массовому распространению. После этого они вытеснили гусиные перья, просуществовавшие около тысячи лет. Еще в 1930-1940-е годы в школах писали 86-м стальным пером, позволявшим писать красивым почерком "с нажимом".

Карандаш появился в конце XVIII века. Чешский изобретатель Йозеф Гартмут первым смешал графит с глиной. Независимо от него француз Ж. Конте в 1790 году сделал карандаш в виде тонкой палочки из смеси графитового порошка и глины, уложенной между двумя дощечками. Уже во второй половине XX века нашли широкое применение автоматические ручки, сначала с баллончиком чернил, а затем шариковые со сменным стержнем, который содержит пасту и пишущий узел с шариком на конце. Позднее появились и самые различные фломастеры и маркеры с пористым пишущим стержнем, пропитанным красящей жидкостью на спиртовой или нитрооснове.

<

Содержание раздела