История информационных технологий

Образование


Как уже указывалось в главе об истории книгопечатания, появление доступных печатных книг сделало грамотность насущной потребностью множества людей. Это вызвало целую революцию в образовании. До Гутенберга в Европе было всего около 30000 рукописных Библий, а к началу XVI века появилось более 9 000 000 печатных книг не только на религиозные, но и на самые разнообразные темы науки, литературы, искусства, политики. В результате к книгам и другой печатной информации получило доступ все общество, а не только служители церкви.

Печатная книга стала первым в истории средством массовой информации, позволившим передавать знания и опыт из поколения в поколение, причем в доступном, долговечном и достаточно компактном виде.

И по сей день, по прошествии XV веков, книга остается основой всех видов обучения. Но произошедшая за последние полвека информационная революция внесла существенные коррективы. Широкое распространение персональных компьютеров и создание глобальной сети Интернет создало совершенно новые возможности в системе образования - от школьного до высшего специального.

В странах Запада все более популярным становится "виртуальное" образование - современная форма заочного обучения. Ученики, не имеющие возможности посещать занятия из-за удаленности от школы или инвалидности, обучаются через Интернет, не выходя из дома. После государственного экзамена они получают законные аттестаты.

С 1 сентября 1999 года в России также начала работать официальная виртуальная средняя школа. Ее ученики смогут получить аттестат о законченном среднем образовании.

С 1983 года в США началась реформа системы образования. В университете штата Колорадо учится 400 000, а в Калифорнийском университете - 500 000 студентов. В этих учебных заведениях студенты общаются с преподавателями и кафедрами с помощью коммуникационных сетей.

В нашей стране первым перешел на новый метод обучения Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Благодаря этому прием студентов в год возрос с 500 до 5000 в год.
В итоге их общее число достигло 40000 и превысило число студентов МГУ. В МЭСИ создано уже 100 электронных учебников, а преподаватели общаются со студентами по E-mail и даже в режиме on-line. При этом каждый студент имеет возможность самостоятельно выбирать 50 дисциплин, дающих право на получение высшего образования.

С развитием информационной сети все ее пользователи, в том числе и дети, смогут получать практически неограниченный объем информации. И тогда эрудиция и образованность каждого пользователя сети будут зависеть только от его любознательности и терпения.

Информационная сеть будет играть главную роль в процессе обучения. Она способна объединить труды и способности лучших преподавателей и лекторов. Школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений смогут использовать их материалы в своей работе. Школьники и студенты получат возможность изучать их в интерактивном режиме.

Сегодня далеко не каждый человек может получить образование в таких элитарных университетах, как Кембридж, Оксфорд, Сорбонна или Гарвард - хотя бы по материальным соображениям. Со временем развитие информационной сети даст эту возможность любому учащемуся, независимо от уровня достатка его самого или его родителей. Информационная сеть создаст равные возможности получения образования для всех желающих учиться. Она станет для них своеобразным домашним учителем.

В середине XIX века американский конструктор и промышленник Сэмюэль Кольт сконструировал револьвер с шестизарядным барабаном "Кольт" и первым наладил массовое производство огнестрельного оружия. Важность этого события для становления демократического общества получила отражение в известном афоризме: "Господь Бог создал людей, а Кольт уравнял их в правах".

Директор Российского НИИ информационных образовательных технологий Николай Малышев в наши дни, в условиях становления информационного общества, перефразировал его так: "Интернет - это кольт, который уравнивает людей".

Информационной сети можно будет задавать вопросы и получать ответы на экране монитора или прослушивать их через звуковые колонки или наушники.


Темп обучения будет подстраиваться под способности каждого индивидуального учащегося. Более способные будут учиться быстрее, а с отстающими можно будет повторять материал до тех пор, пока они его не усвоят, то есть станет возможным обучение по индивидуальному плану. При этом будет широко применяться моделирование, например астрономических, физических, химических или биологических явлений. Со временем для обучения будет применяться и виртуальная реальность.

Многие века образовательный процесс строился по очной схеме: "учитель- ученики" или "лектор-студенты". Однако существовало и заочное обучение: форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Оно предполагает самостоятельную работу обучающихся над учебным материалом. Можно было сдать экзамены по курсу средней школы экстерном, т.е. заочно.

Более современной формой заочного обучения в наше время стала дистанционная форма обучения - получение образовательных услуг без посещения высшего учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Дистанционное образование дает возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной деятельностью. Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.

Так в чем же смысл дистанционного образования? Он был дан в одном из проектов "Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России", разработанном в Госкомитете РФ по высшему образованию:

"Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.


п.)".

Обучаемые по системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в привычном темпе. Кроме того, студенту для поступления не требуется определенного образовательного уровня, и каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения зачетов.

Известно, что стоимость дистанционного обучения составляет 50-60% от стоимости очного обучения.

Конечно, дистанционная форма образования требует от обучающегося значительно большей самостоятельной нагрузки. Но новая роль отводится и преподавателю. На него теперь возлагаются координирование процесса обучения, корректирование учебного курса, консультации по составлению индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки через компьютерные сети. То есть осуществляется обратная связь между обучающимся и преподавателем, позволяющая контролировать усвоение материала.

В Москве создан Интернет-университет информационных технологий, который выпускает целые комплекты книг по дистанционному обучению информационным технологиям.


Содержание раздела